Мостовое сооружение — это искусственная постройка, включающая один и более пролетных строений, опоры, фундамент. Возводится над реками, оврагами, каньонами и прочими препятствиями. В России эксплуатируется свыше 40 тыс. мостов разного назначения: железнодорожные, автомобильные, пешеходные. Каждый из них выполняет свою инфраструктурную задачу и требует периодического осмотра.
Ремонт мостов производится во время эксплуатации или в период строительства, если при возведении обнаружены ошибки. Разделяется на текущий (запланированный и непредусмотренный) и капитальный. Профилактические, запланированные работы позволяют эффективно эксплуатировать сооружения и восстанавливать поврежденные участки, предотвращая их преждевременный износ.
К профилактическим работам относят покраску элементов, частичный ремонт деформационных швов, исправление повреждений в гидроизоляции, заравнивание колейности, инъектирование трещин и т. д.
Капитальный ремонт реализуется по подготовленному проекту специалистов. Бывает комплексным и выборочным, когда проводится восстановление определенных элементов, например, замена лестницы или гидроизоляции дорожного полотна.
Реконструкция моста подразумевает мероприятия по усилению сооружения, улучшению его технико-экономических параметров.
Почему мосты нуждаются в ремонте и реконструкции
Мостовые конструкции состоят из элементов с различным сроком службы и характеристиками, поэтому реконструкция, периодический осмотр и ремонт — необходимые меры для поддержания и улучшения их эксплуатационных свойств. Во время ремонта устраняют дефекты мостов, возникающие из-за следующих основных факторов:
- проектная ошибка,
- некачественное выполнение строительных работ,
- воздействие внешней среды (сейсмическое, климатическое, химическое и т. д.),
- эксплуатационный срок элементов,
- интенсивность движения,
- моральный износ, старение.
Цели восстановления и реконструкции мостовых сооружений:
- гарантия безопасности,
- увеличение срока службы,
- сохранение инфраструктуры. Переправы через реки и иные препятствия — важная часть дороги, обеспечивающая экономическое развитие населенного пункта.
Дефекты и способы ремонта конструкций мостов
Дефект — это несоответствие элемента утвержденным требованиям проектной и/или нормативно-технической документации. Их классифицируют по множеству параметров: локализация, площадь повреждения, уровень влияния на грузоподъемность, безопасность движения и т.д. После анализа данных разрабатывается план ремонтных работ объекта и устанавливаются сроки его реализации.
Основные дефекты стройматериалов железобетонных конструкций:
- в бетоне — это протечки, шелушение, сколы, раковины, выщелачивание, трещины несилового или силового характера, разрушение покрытия с оголением или без оголения арматуры, проломы плит;
- в арматуре — коррозия, разрывы, окислы.
Основные дефекты мостового полотна:
- трещины, волны, келейность, разрушение покрытия;
- повреждение гидроизоляции;
- неисправности в системе водоотвода: отсутствие уклонов, застой воды и т. д.;
- разрушение тротуаров, ограждений, перил;
- нарушение герметичности деформационных швов, в том числе протечки, загрязнение, трещины в защитном покрытии, возникновение бугров и проч.
Распространенные дефекты железобетонных и бетонных частей пролетного строения:
- трещины, разрушение бетона;
- повреждение швов и стыков;
- коррозия арматуры, анкеров;
- в балочных пролетных строениях могут возникнуть смещение блоков балок, трещины в блоке у шва или по шву, искривление элементов и т.д.
Основные неисправности железобетонных опор:
- трещины, протечки, раковины и другие негативные изменения поверхности ригеля;
- деформация опор: наклоны вдоль оси, осадка, выпирание, упирание опор в шкафную сетку и т.д.;
- повреждение ростверка.
Среди общих дефектов мостов также часто встречаются несоответствие габаритов определенным нормам или перспективам развития.
Ремонт элементов проводится после оценки неисправности специалистом. Для проведения ремонта покрытия из цементобетона на мосту или устранении других повреждений железобетонных сооружений используются материалы «Кальматрон».
Их применяют для усиления конструкции моста и исправления таких дефектов пролетных строений и опор, как:
Трещины
Они бывают поверхностные, глубокие и сквозные. Возникают из-за усадки бетона, воздействия перепадов температур и других причин. Смеси «Кальматрон» для лечения трещин выбирают исходя из их ширины, глубины проникновения, расположению.
Ремонт поверхностных микротрещин выполняется путем их чеканки тиксотропным ремонтным составом из линейки «Гидробетон СРГ». Трещины с раскрытием до 4 см заделывают однокомпонентным составом СРГ-Ф2, а дефекты до 5 см — СРГ-Ф1. Трещины заполняются вручную с помощью шпателя или кельмы.
Лечение глубоких или сквозных трещин производится с помощью инъектирования, для чего применяется состав на цементной основе «Кальматрон-Инжект». Перед обработкой составом трещину расширяют до штробы с сечением 2х2 см и заделывают ремсоставом «Гидробетон СРГ-Ф2». Затем бурят шпуры в шахматном порядке и проводят работы по нагнетанию инъекционного раствора. После его затвердевания отверстия зачеканивают смесью «Гидробетон СРГ-Ф2».
Разрушение защитного слоя
Разрушение может быть без или с оголением арматуры. Если есть оголенные металлические элементы, то их очищают от грязи, следов коррозии и бетона на расстояние до 2 см от металлоизделия, а затем обрабатывают составом «Кальматрон-Адгезив». Стержни, покрытые ржавчиной свыше 30-40%, срезают, а на их место наваривают новые. После чего тоже обрабатывают «Адгезивом».
Для восстановления защитного слоя применяют ремонтные составы «Гидробетон СРГ-1», «СРГ-Ф1» или «СРГ-Ф2». Поверхность под уклоном восстанавливают с помощью «Гидробетона СВ-1». Материал выбирают с учетом повреждения бетона.
При необходимости выполнить работы механизированно используют «Гидробетон-Торкрет» (толщина наносимого слоя до 10 см) или «Гидробетон СРГ-2» (толщина до 4 см). Составы наносятся методом сухого торкретирования с помощью специального оборудования.
Для восстановления разрушений также эффективны ремсоставы серии «Гидробетон Наливной». Их заливают в опалубку для обработки горизонтальных и вертикальных поверхностей. Вертикальную опалубку монтируют при помощи анкеров и балок, а в верхней части оставляют отверстие для заливки растворной смеси.
Все ремонтные составы «Кальматрон» наносятся на чистую и хорошо увлажненную поверхность. Имеют отличную адгезию к бетону и после нанесения улучшают его влаго- и морозоустойчивость, а также стойкость к воздействию агрессивных сред. Для усиления защитных и гидроизоляционных свойств восстановленный слой покрывают гидроизоляционными материалами «Кальматрон».
В случае значительных разрушений бетона для ремонта пролетных строений моста, опор заново отливают отдельные участки. При изготовлении бетонной смеси используют добавки «Кальматрон-Д», которые наделяют бетон абсолютной водонепроницаемостью.
Дефекты поверхности: шелушение, раковины, сколы
Неглубокие наружные повреждения: раковины, сколы, каверны, шелушения и т. д., – устраняют ремсоставом серии «Гидробетон СРГ». Смесь выбирается исходя из характера дефекта (глубины, направления и проч). Локальный ремонт производят путем заделки сколов и каверн ремсоставами с помощью шпателя.
После ремонтных работ поверхность обрабатывают гидроизоляцией «Кальматрон».
Нарушение гидроизоляции, протечки
Активные течи железобетонных конструкций ликвидируют при помощи гидропломбы «Кальмастоп». Для этого поврежденные участки разделывают перфоратором на глубину от 3 см и ширину от 2 см. Промывают от грязи, после чего приготовленный состав вдавливают в место течи и удерживают не менее 5 минут.
При нарушении гидроизоляции по всей площади моста или на каком-то определенном узле действуют аналогично проведению ремонтных работ по восстановлению разрушенного слоя:
- снимают старое покрытие;
- очищают и увлажняют бетонный участок;
- реконструируют поврежденный слой бетона с помощью ремонтного состава из серии «Гидробетон»;
- производят гидроизоляцию восстановленного участка материалом «Кальматрон», «Кальматрон-Эконом», «Кальматрон-Эластик» или «Кальматрон-Акриласт».
Использование ремонтных и гидроизоляционных составов «Кальматрон» помогает восстановить утерянные эксплуатационные характеристики конструкций мостов и надежно защитить их от дальнейший разрушений, что продлевает срок ее службы.
-
Похожие статьи:
- Ремонт мостов
- Ремонт бетонных ступеней
- Ремонт трещин в бетоне
- Грунтовка глубокого проникновения
- Гидроизоляция стен
- Обмазочная гидроизоляция фундамента
- Гидроизоляция газобетона
- Использование сталефибробетона для усиления сжатых железобетонных элементов при воздействии циклов замораживания и оттаивания
- Гидроизоляция фундамента: виды, материалы, особенности монтажа
- Проникающая гидроизоляция для кирпича